Деды Морозы России

 Деды Морозы России

Продолжение. Начало № 139. 

  1. Паккайне. Талви Укко и Халла. В Карелии сразу три деда, причем все разного возраста! Самого молодого зовут Паккайне, он проживает в городе Олонец. Собственно, он совсем не дед — слишком молод, даже усы с бородой у него не выросли. Скорее «морозец». Согласно легенде, Морозец (другое имя Паккайне) является купеческим сыном, родившимся зимней ночью в сказочном лесу, когда его родители возвращались с ярмарки. В результате в него вселился лесной дух, и стал Морозец дарить людям радость и веселье на праздники. На праздники Паккайне одевает красный теплый кафтан и накидку, а вместо шапки надевает модный картуз. Вместо посоха и мешка с подарками он носит на поясе небольшой мешочек с сувенирами. Ну а в роли Снегурочки для Паккайне выступает его жена — Луминайне, или Снежная Женщина. Средний по возрасту «дед» — Талви Укко (7.1). Его вотчина состоит из настоящих саамских чумов и находится в пос. Чална. А по хозяйству деду помогает внучка Лумикка (карельская Снегурочка). Самый старший — дед Халла (7.2), вотчина которого находится в селе Нижняя Салма. Его уютный дом обогревает камин, а хозяйством занимается добрая старушка Инкери. Помогают ей домовята — Чистюля, Непоседа и Зевака. Кроме них в резиденции живет еще одна волшебница — Тонтту, в ведении которой доставка новогодних подарков.
  2. Кыш Бабай. На территории России существует целых два Кыш Бабая. Один в Татарстане, а другой в Башкортостане. Кыш Бабай — Дед Зима, или Зимний Дедушка (в переводе с татарского), по официальной версии, родной брат Деда Мороза. Его прообразом является небесный дух или зимний бог Тенгри, родившийся в день зимнего солнцестояния. По внешнему виду Кыш Бабай довольно схож с Дедом Морозом, но в его одеж- де присутствуют нотки национального колорита. В его одежде обычно присутствуют зелёные цвета, а иногда он и вовсе одевается в шубу изумрудного цвета. Правда, иногда Кыш Бабай одевает синюю шубу. На голове он носит отороченную мехом тюбетейку, а на ноги одевает мягкие ичиги. Отличительной чертой Кыш Бабая также является кудрявая борода золотистого оттенка. Есть у Кыш Бабая и аналог Снегурочки — его дочка Кар Кызы у татарского и Кар- хылыу у башкирского. Живёт татарский Кыш Бабай недалеко от Казани в селе Яна Кырлай. А вот у башкирского Кыш Бабая нет собственной постоянной резиденции. Каждую зиму в Ишимбайском районе у подножия горы Торатау открывается гостевой городок Кыш Бабая. Его праздничная юрта появляется и в Уфе.
  3. Сагаан Убгэн (Убугун), или Белый Старец. Буддийское божество. В соответствии с именем Белый Старец одевается исключительно в белые одежды (длинный белый халат с орнаментом, подпоясанный кушаком, и белая шапка), носит чётки, а в руках он держит посох с головой дракона. Среди всех коллег Деда Мороза Белый старец уникален тем, что буряты верят в него, как в божество, уже 2,5 тыс. лет. Белый Старец охраняет землю и всё живое, дарит людям добро, счастье, благоденствие, богатство и благополучие. По своей сути, Белый Старец — единственный из коллег Деда Мороза не является волшебником-дарителем. Белый Старец называется также Хозяином года. По легенде, он уже родился седым стариком, т. к. его мать отказалась подать воды бурхану, за что бурханы прогневались на неё и запечатали её чрево на 100 лет.
  4. Соок Ирей. Тувинский Мороз. В переводе на русский — «Холодный (Морозный) Дед». Образ пришёл из тувинской «Легенды о сотворении мира», в которой присутствуют драконы Улу. Согласно легенде сказочный дракон может копировать внешность и повадки других существ. Он может предстать в облике стари- ка, юноши, женщины или любого животного, а может принять и свой настоящий облик дракона. С наступлением зимы, в самые холодные ее дни один из драконов Улу становится человеком и приходит к людям в образе седого старца. Тело его, руки, ноги состоят из тош – льда. У него взгляд холодный, вид тоскливый, усталый. Волосы, брови, борода покрыты белым инеем, как все деревья и кусты. А поскольку всё его тело состоит изо льда, чтобы не заморозить людей, он облачается в одежды. Одежда Соок Ирея обязательно выполнена в ледяных тонах, белого и голубого цветов. Эти цвета могут дополняться светло-жёлтым цветом. Чтобы подчеркнуть своё драконье происхождение, на голове Соок Ирей носит очень необычную шапку, напоминающую по форме шлем древнего воина с рогами, а на плечах — украшения, символизирующие солнце и луну. Весной, когда люди устают от холодов, они обращаются к Соок Ирею, и он в ответ на их просьбы тает, унося с собой морозы до следующей зимы. Нынешний Соок Ирей значительно добрее старого и приносит детям подарки. Он одет в национальный костюм, а сопровождает деда Тугэни Энекэн — Матушка-Зима. Тех, кто вёл себя плохо, дед все-таки грозит заморозить, но эта строгость лишь для порядка. Вместо Снегурочки сопровождает Соок Ирея его жена — Тугэни Энекэн, или Матушка Зима.
  5. Мунь Каллса. Саамский или лапландский Дед Мороз. Его резиденция открылась в 1994 году в саамском селе Ловозеро, в Национальном культурном центре саамов. У волшебника вместо шикарной белоснежной бороды небольшая седая бородка. Наряд скромный: он не такой щеголь, как другие его братья, носит невзрачную шубку серого или грязно-голубого цвета, украшенную национальным орнаментом. Таким же орнаментом украшены его варежки, вязаные гетры и шапка. Поверх гетр он надевает традиционную зимнюю обувь саамов: либо яры (высокие сапоги), либо каньги (низкие сапоги). Мунь Каллса поздравляет детишек с Новым годом, передвигаясь на тройке северных оленей. У него есть традиционная почти для всех зимних волшебников спутница — внучка Вэдз Нийта. Однако с поздравлениями к детям он приходит не только с ней, а также с Дедом Морозом и Снегурочкой. У Мунь Каллса есть волшебный котёл, в котором он разжигает магический костёр и сжигает в нем записки с заветными желаниями. Каждый желающий также может бросить записку со своей мечтой. Считается, что после того, как записка сгорит в пламени этого костра, желание, записанное в ней, обязательно исполнится. Мунь Каллса довольно хорошо танцует, особенно саамскую кадриль — он все же саамский Дед Мороз. Но это не единственный его талант. Он ещё умеет печь печенье.

    Окончание в ближайшем номере.


20 декабря 2023
15:17
Поделиться