Деды Морозы России

Деды Морозы России

Продолжение. Начало  в номере 139. 

  1. Якшамо Атя. Новогодний волшебник из Мордовии, в переводе с эрзя — Холодный Дед. Образ Якшамо Атя основан на легенде гласящей, что у одного из главных мордовских языческих божеств Никше есть на небесах семь амбаров. В первом из этих амбаров как раз и живёт Мороз-атя, послуживший прототипом Якшамо Атя. Другая, альтернативная версия говорит, что сказочный зимний волшебник имеет вполне реальных прототипов. В конце XVII в. часть мордовских жителей отказалась принимать христианство и ушла в леса. Там отшельники сохраняли свои языческие традиции. Таким отшельникам люди приписывали сверхъестественные способности, а называли их — Лесной Дедушка, зимой соответственно — Холодный Дед, т. е. Якшамо Атя. Якшамо Атя в нашей стране целых два. Один из них живёт в Мордовии в городе Саранске. А другой обосновался вне пределов своей национальной республики, в Ульяновской области в селе Кивать Кузоватовского района. Отличаются они не только местом жительства, но и внешним видом. Саранский Якшамо Атя носит белую рубаху, белый кафтан и белую шапку, покрытые мордовским узором красного цвета. Также он носит красные штаны и красные сапоги. В руке он держит посох с бубенцами, которые должны извещать людей о приближении сказочного волшебника. Сопровождает его внучка — Ловонь-стирнесь или Снежная девочка. Ульяновский же Якшамо Атя своим внешним видом скорее похож на славянское божество, чем на Деда Мороза. Он носит белую рубаху, шубу, штаны и валенки, украшенные национальным эрзянским орнаментом. Подпоясывается он красным кушаком. А вместо шапки на голове носит очелье (мордовский и славянский головной убор). Посох его, как и у саранского Якшамо Атя, увешан бубенцами. Но по форме он больше напоминает рогатину. Спутницей ульяновского Якшамо Атя является его сестра — Масторава или Матерь-Земля.
  2. Уэс-Дадэ. Кабардино-Балкарский коллега Деда Мороза. О нём практически ничего не известно. Раньше Уэс-Дадэ одевался в традиционную одежду горцев. В последние годы стал носить красный тулуп, а посох ему по- прежнему заменяет традиционный для горца кинжал. На Новогодние праздники он спускается с гор с мешком подарков, чтобы поздравить детей. Передвигается он, как и положено горцу, верхом на коне.
  3. Артхурон (Митын Дада). Осетинский волшебник в белой бурке из овечьей шерсти произошел от божества огня по имени Артхурон (Огонь Солнцевич). В честь пекли круглый пирог с запеченной монетой, который по легенде приносит счастье. Отведать его могли только члены семьи, посторонних угощать было нельзя. Ни одна крошка от пирога не должна была упасть на землю — это сулило несчастье. На рассвете разжигали костры. Соседи, односельчане шли друг к другу с поздравлениями. В наши дни на смену Артхурону в советское время пришел Митын Дада.
  4. Кöдзыд Пöль На русский часто переводят как «холодный парень», но это не совсем верно. Точнее будет — Дедушка Холод (Дед Мороз). Он живет в Финно-Угорском этнопарке в селе Ыб Сыктывдинского района, что в часе езды от столицы республики — Сыктывкара. А еще в окрестностях села живет Баба Ёма (сестра нашей Бабы Яги). Одевается Кöдзыд Пöль с национальным колоритом — вместо длинной шубы или тулупа новогодний волшебник носит малицу (короткий полушубок из шкур оленя мехом внутрь), а вместо валенок или сапог — пимы (национальная зимняя обувь — сапоги из шкуры северного оленя шерстью наружу). Борода разделена на несколько завитых частей. Кöдзыд Пöль придерживается активного образа жизни: много двигается, охотится, рыбачит, передвигается на больших охотничьих лыжах, на которых и развозит детям новогодние подарки. Потому он стройный и подтянутый. У Кöдзыд Пöль есть внучка Лымныв.
  5. Ики Морозович. В Ханты-Мансийском автономном округе (Югре) живет Ики Морозович — еще один брат Дедушки Мороза. В хантыйском языке слово «Ики» означает «Морозный», то есть в буквальном переводе на русский язык имя югорского Деда Мороза будет звучать как «Мороз Морозович». Этот волшебник с длинной белоснежной бородой носит красивую синюю шубу. Помогает Югорскому Деду Морозу в праздничных делах снежная девочка Эви Йоли.
  6. Байкальский Дед Мороз На берегу уникального озера Байкал по- селился еще один брат Дедушки Мороза, а прозвали его просто — Байкальский Дед Мо- роз. Это он — повелитель байкальских ветров, вьюг и метелей, хозяин иркутских морозов. Шуба у Байкальского Дедушки белая и яркая, как иней на морозе, с мехом пушистым и белоснежным, как сугробы таежные. По шубе красивые сине-бирюзовые узоры вьются. Шапку Байкальский Дед Мороз носит островерхую, словно шлем богатырский. Борода у дедушки кучерявая и белоснежная, как буруны на Байкале во время Баргузина.
  7. Тыкывак. Одного из духов-тугныгаков в эскимосской мифологии представляет Тыкывак. Он олицетворяет мороз и холод в виде человекоподобного духа, насылает стужу и снег, создаёт на земле трещины от мороза. Есть предание: земля трескается, когда Тыкывак падает на землю недалеко от своего жилища. Согласно мифам раньше Тыкывак был злым духом. Принимая облик старика, дух заманивал юношей-охотников в свою ярангу и обманным путём убивал их. Теперь он добрый, но строгий и справедливый (некоторые с этим не согласны). Послушным детям дарит подарки, нерадивым вручает мешки со снегом, которые возле очага превращаются в лужи воды.
  8. Аав Киитн (дед Холод) Аав Киитн (калмыцкий брат Деда Мороза) считается самым главным пастухом. На праздник к детям он приходит в традиционной калмыцкой одежде скотовода: длинный тулуп или шуба, на голове большая заячья шапка треух, к трем концам которой пришиты красные ленты. На поясе у ААва Киитына сумка, в которой табакерка, кремень и огниво, а в руке — длинный кнут. Это древние принадлежности кочевника, который не боится странствий и одиночества. Ездит он на телеге запряженной сайгаками. Главе семейства помогают разносить подарки помощники — внучка Цасна Кююкн (снежная девочка, практически Снегурочка), и мальчик Шина Джил (Новый год). При этом в Калмыкии встречают Новый год не в полночь, а рано утром, в первый день нового года.

 



20 декабря 2023
21:09
Поделиться