Целитель трудных детских душ

Целитель трудных детских душ

К 555-летию Чебоксар редакция «ЧН» начинает серию публикаций о событиях и людях, оставивших большой след в жизни столицы Чувашской Республики. 

Тя-Сен Юрий Алексеевич прожил в Чебоксарах с 2008 года около 10 лет, но его дела были настолько значимы для города и его жителей, что оставить без внимания этого человека мы не смогли. Член-корреспондент Академии Российской Академии образования, учитель, наставник, чуткий психолог, драматург, театральный режиссер, художественный руководитель и главный режиссер театров-лабораторий «Эксперимент», автор многих пьес, которые он сам и ставил на подмостках создаваемых театров. Часть этого материала была написана со слов Тя-Сена около 15-ти лет назад, но не была опубликована.

Пролог

Юрий Алексеевич родился в Ярославле 25 мая 1941 года в семье артиста цирка — китайца Алексея Тя-о-Сена (отец перебрался в СССР, и ему так понравилось здесь, что он остался) и русской певицы Александры Ивановны. Родители познакомились в Узбекистане, потом переехали в Ярославль. Отец его рано ушел из жизни. По официальной версии, распространенной в СМИ, сразу после смерти отца объявился дядя, атташе Посольства Китая в СССР.

Но еще раньше он рассказывал, что после смерти отца четверо детей (две дочери и два сына) оказались в детском доме. Юру забрала приемная семья. И дальше появляется дядя, который отвозит его в буддийский монастырь в тайге под Улан—Удэ в Бурятии недалеко от озера Байкал.

Когда Тя-Сен прошёл полный курс обучения, ему уже было 16 лет. Его дальнейшую жизнь должны были определить Ламы: ≪Учитель привел меня к Ламам, посадил на дымоход и положил мне руку на плечо. Я смотрю на Лам, а они молча на меня. Через некоторое время мы с учителем вышли. ≪Ламы сказали: ≪Твоя энергия для мира. Иди в мир≫ — сказал мне учитель. Я: ≪Они же ничего не сказали≫. Учитель: ≪Они все сказали≫. И я ушел≫.

Однако за время, проведенное в стенах монастыря, Юрий познал тайны буддисткой философии и восточных единоборств. Это была хорошая школа борьбы за выживание и становления его человеческих и жизненных устоев. Знания, которые он приобрёл, очень пригодились ему в дальнейшем. И еще в 2000-х годах он свободно выполнял сотни сложнейших упражнений, хотя редко кому показывал свои возможности.

Юрий Алексеевич говорил, что его Учитель в монастыре в своё время сказал: ≪Жизнь — это темная дорога, которую ты себе освещаешь сам≫. Всю дальнейшую жизнь Тя-Сен старался освещать правильный путь не столько себе, а сколько своим воспитанникам.

Становление

После окончания Ярославского технического училища №8 началась трудовая деятельность Тя-Сена. Рабочих специальностей у него было очень много, но судьба направила его в самодеятельный театр Ярославского Дома культуры трудовых резервов, организованный актрисой Валентиной Поляковой, приехавшей из Ленинграда после блокады. Там до армии Юрий Алексеевич приобрел бесценный опыт сценического искусства. 4 года на Северном флоте, по признанию Тя-Сена, — тоже были хорошей школой жизни.

Потом был Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. ≪Что-то я осмыслил и понял в Ленинграде. Помню, на Невском проспекте увидел, как у девушки парни пытаются отнять сумочку. Несправедливости не терплю, и парней положил лицом вниз. Ко мне люди под- бегают, кричат: ≪Что вы делаете?≫ Я говорю: ≪За девушку заступился≫. Оказалось, снимался документальный фильм — социальный эксперимент про то, кто и как будет реагировать в данной ситуации. Некоторое время работал с ребятами — опыт и знания получил≫ — открывал секреты Юрий Алексеевич.

≪Преподаватель нашего института пригласил меня в Научно-исследовательский институт детской преступности. И я устроился туда ассистентом. Именно с этого времени я всерьез заинтересовался психологией. Там я понял, что моё призвание как человека, как психолога, как театрала — дети, их жизнь, чувства, их счастье и чистые души. И вся моя деятельность с этого момента показала, что театр спасает души детей от всякой дури и грязи, лечит многие душевные раны, излечивает от многих болезней.

С тех самых пор я занимаюсь с трудными детьми. Помогаю найти свой путь заблудшим, справиться с суицидальным настроением. Я работаю над этим уже 40 лет, и меня трудно удивить какой-нибудь историей≫ — говорил Тя-Сен.

Тольятти

В начале 80-х Юрий Алексеевич приезжает в Тольятти, где формирует народный (любительский) театр на базе ДК имени 50-летия Октября. Для Тольятти деятельность Тя-Сена, его театр в то время были новшеством, свежей струёй. Через пару лет ему дали новое помещение, театр немного изменился. Ежегодно в начале сентября во взрослый коллектив и детскую театральную студию делались наборы студийцев по 100 человек, разных профессий от 15 до 50 лет. Тя-Сен не отказывал никому: и обычные люди, и трудные подростки, и те, кто уже отбыл наказание, жили в театре и на сцене полной жизнью.

Даже через много лет многие его ученики подходили к нему и благодарили за то, что он подарил им театр, подарил жизнь. Они признавались, что Тя-Сен и его наставления так изменили их самих, что они, хоть уже и не связанные с подмостками, не могут жить без этого, без привитой культуры.

За несколько лет Театру удалось добиться признания не только в Тольятти, но и на российской арене. Вскоре театр-студия выделилась как самостоятельное юридическое лицо, стала ≪Экспериментом≫. Потом был ТЮЗ. Часть профессиональных артистов с трудом приняли объединение театральных структур города с народным театром. ≪Как так, — возмущались они, — Мы — профессионалы, а они кто?≫. Но время все расставило по своим местам.

Торжественное открытие обновленного ТЮЗа посетили народные артисты СССР и России: Всеволод Санаев, Алла Ларионова, Ролан Быков, Елена Санаева, Тамара Семина, Валентина Теличкина, критики и режиссеры из Москвы и других городов России. По предложению Ролана Быкова большая группа народных артистов России приняла активное участие в создании молодой актерской труппы театра, в ее становлении и формировании. В репертуаре театра были в основном пьесы, написанные самим Тя-Сеном. Они адресные и зачастую — это спектакли-уроки. Очень часто ≪Эксперимент≫ давал благотворительные концерты, выступая в детских домах, санаториях, интернатах и приютах России. Пришло признание и за рубежом.

Артисты союзного значения были гостями в театре Тя-Сена: Наталья Гундарева, Георгий Тараторкин, Наталья Крачковская, Евгений Весник...

При помощи Международного фонда развития кино и телевидения для детей и юношества (Ролана Быкова) были организованы творческие встречи с ведущими мастерами российского театра и кино: Евгением Весником, Львом Дуровым, режиссером и актрисой Еленой Цыплаковой, актерами Владимиром Конкиным и другими.

За несколько лет театр под руководством Тя-Сена сыграл сотни спектаклей и постановок, которые посмотрели сотни тысяч зрителей. Театр Ю. Тя-Cена колесил по стране, и там, где он останавливался хотя бы на пару лет, существенно снижалась подростковая преступность, наркотизация.

Времена суровые

Тя-Сен рассказывал, что в 2000-м году руководство города Тольятти выделило ему под театр старое здание ДК речников. Сбывалась мечта Юрия Алексеевича — иметь собственное большое здание. Здесь он хотел сделать настоящий театр. После реконструкции планировалось все площади отдать под творческие мастерские, а чердак превратить в мастерскую для художников. Администрация города пообещала выделить на ремонт деньги. Но в основном пришлось все делать самим.

Здание отобрали бы, но вмешались артисты с мировым именем Юрий Соломин, Евгений Вес- ник и московские друзья Тя-Сена. Всё осталось как есть, но в театр зачастили бритоголовые накачанные молодцы в кожаных куртках с предложением открыть в здании театра казино. Ответ Юрия Алексеевича был один: ≪НЕТ!≫.

Попытавшись силой захватить театр, пятеро молодчиков быстро уткнулись носами в асфальт. Щуплый Юрий Алексеевич сумел справиться с ними всеми в одиночку. Откуда было качкам знать, что перед ними стоит воспитанник буддийских монахов. Через полчаса на площадке около театра появилось несколько машин, из которых вышли около двадцати боевиков во главе с бригадиром. Он узнал в Тя-Сене своего учителя: когда-то прошёл школу Юрия Алексеевича. Больше Тя-Сена в Тольятти бандиты не трогали.

Юрий Алексеевич не любил сидеть на месте, был вечно в движении, всем и всегда хотел помочь и помогал, когда словом, когда делом. Однажды Юрий Алексеевич со своим театром поехал в город Чапаевск, где обстановка среди молодёжи не была благополучной. Местные бандиты с детства прививали им любовь к ≪дури≫, ведь это приносило баснословную прибыль. Но несколько выступлений перед местной молодежью дали такой резонанс, что в приватной беседе местные наркодилеры прямо дали понять Юрию Алексеевичу, чтобы он ≪валил≫ из города со своей труппой и не отбивал клиентов. ≪А то будет хуже≫.

Не согласный с такой постановкой вопроса, Тя- Сен обратился за помощью к тольяттинским ≪браткам≫. Среди них было немало правильных, противников распространения и употребления ≪дури≫. Приехали, разобрались, поставили в угол и цыган, и ≪крутых≫ чапаевских ребят. Но… Местные органы правопорядка, почему-то закрывавшие глаза на распространение ≪наркоты≫ прямо под своим носом, вдруг встали на защиту местных наркодилеров. И приезжие тольяттинцы тут же оказались в ≪обезьяннике≫… Если бы не звонок Юрия Алексеевича в Москву своим товарищам (Ролана Быкова уже не было, но остались другие влиятельные люди), то неизвестно чем бы закончилось это дело. Тольяттинцев выпустили из ≪каталажки≫, но помогать Тя-Сену дальше они отказались.

Вскоре после этого случая Юрию Алексеевичу пришлось уйти из театра. Он уехал в Жигулёвск, потом в Сызрань, но и там проработал недолго. Невозможно сосчитать, сколько детских душ Тя- Сен мог бы ещё спасти за время вынужденных переездов.

Чебоксары

Однажды в Академии образования России выступал Президент Чувашии Николай Федоров. Он рассказывал о том, как в республике всё хорошо. Вскоре после встречи, в стремлении помочь людям Тя-Сен написал руководителю Чувашии письмо, в котором изложил несколько программ на республиканском уровне по борьбе с суицидами, наркоманией и по работе с трудными подростками. Метод как всегда был основан на воз- действии театром.

В мае 2008 года Юрию Алексеевичу позвонили из Министерства образования ЧР и пригласили в Чувашию. По приезде оказалось, что возникли сложности со ставками, и Тя-Сену предложили поехать пока в Убеевскую спецшколу. ≪Я и еще два педагога, приехавшие со мной, отправились туда, работали месяц с лишним. Поставили с ребятами спектакль, поездили по региону. Приезжая в очередной детский дом, подростки показывали такое мастерство, что никто из присутствующих даже и не мог подумать, что перед ними выступают трудные подростки, совершившие правонарушения. А ведь этих подростков до моего приезда никто и никогда не отпускал за пределы школы, а если и случалось такое, то это происходило под вооруженным конвоем. Если бы ты видел, — говорил Тя-Сен, — каким счастьем светились детские глаза, когда они, в моём сопровождении пошли… в поход. Театр оказал на них такое влияние, что исчезла матерная речь, а подростки стали спрашивать разрешения искупаться. Дети словам придают большую образность: их смысл — входи в сознание ребёнка в образах и картинах, на сцене≫.

≪В Чебоксарах мы работали в одной из гимназий города, поставили один спектакль в ДК Хузангая, устроили новогоднее представление. И нами заинтересовалось Управление культуры. Предложили вариант театра-лаборатории. Работали практически без денег, ставки маленькие. Поставили 12 спектаклей. Сегодня в театре ≪Эксперимент≫ можно остаться после спектакля на разговор со мной: пусть и анонимно, задать любой интересующий вопрос и получить полноценный ответ. Часто я вижу людей, нуждающихся в помощи≫ — делился Юрий Алексеевич.

В основу одной из своих пьес ≪Письма из будущего≫ Юрий Алексеевич положил вполне реальный случай. Парень-наркоман полюбил девушку так, что отказался от своей пагубной привычки и, чтобы устроиться на хорошую работу, взял в долг немалую сумму у своего знакомого. Тот оказался связанным с наркодилерами и те, решив наказать парня, путем подлога ≪посадили≫ того на большие проценты по долгу. Оказавшегося в трудной ситуации парня избили. Да так, что он умер через несколько дней на больничной койке. Девушке, которая была вне себя от горя, лже-друг предложил уколоться и забыться. У подростка хватило ума и силы воли, чтобы отказаться от такого ≪заман- чивого≫ предложения и сбежать. Но последствия все равно оказались тяжелыми — девушка впала в тяжелую депрессию, во время которой попыталась покончить жизнь самоубийством… Если бы не звонок матери Юрию Алексеевичу и не его активная помощь, девушка ушла бы вслед за своим возлюбленным. Немало времени понадобилось Юрию Алексеевичу, чтобы девушка начисто забыла все, что с ней приключилось.

Он всегда всего себя отдавал театру и детям! И в этом нашел и всегда видел смысл своей жизни. То, что он стал членом Общественного совета при УМВД России по городу Чебоксары, говорит о многом.

≪Каждый человек, который обращается за поддержкой, требует личного и постоянного внимания, поэтому я разговариваю с людьми и ночью, и днем, никогда не бросаю трубку, когда кто-то просит помощи. Это — когда можно получить реальную помощь. Если бы нас было больше, да не одна группа! Если бы у нас было соответствующее финансирование, и мы бы не утыкались в стену непонимания многих чиновников… Если бы методики, разрабатываемые мной и командой моих единомышленников, соратников были внедрены в жизнь, то трудно подсчитать, сколько детей можно было вернуть к реальности, сколько трудных подростков было бы направлено на путь истины, а их деятельность — на пользу нашему Отечеству!≫ — говорил он.

Великий человек вершил великие по своей значимости для детских душ дела.

Эпилог

Юрий Алексеевич никогда не хвастал своими достижениями и заслугами. Просто констатируя факт, он говорил, что по подсчетам его команды, за годы работы они смогли спасти от суицида сотни подростков и еще нескольким тысячам помогли оторваться от наркотиков.

В 2011 году Тя-Сен начал съёмки фильма ≪Обочина≫, основанного на реальных событиях, о судьбе подростка-детдомовца, который попал в трудную жизненную ситуацию. По словам Юрия Алексеевича, основной его целью стало привлечение внимания к подростковой преступности, пробуждение к активности общества. Через пару лет работа над фильмом была почти закончена, и Юрий Алексеевич мог бы снять его продолжение, но в октябре 2015 года в возрасте 74 лет у него случился геморрагический инсульт головного мозга. Из-за болезни Тя-Сена уволили из театра. Несмотря на сложности и со здоровьем, и в жизни, он всё же смог существенно восстановиться…

Юрий Алексеевич Тя-Сен покинул мир в 2019 году. Тем, кто знал Юрия Алексеевича, кто занимался в его театрах, кому он привил любовь к книгам, к сцене, кого спас от пагубного наркотического влияния и суицидальных мыслей, будет приятно вспомнить о нем. Он был настоящим чебоксарцем! Был великим целителем трудных детских душ! Вечная ему память!

Илья Осипов

Фото: соцсети



26 января 2024
11:42
Поделиться