Жизнь, всецело отданная театру

Жизнь, всецело отданная театру

7 марта исполняется 100 лет со дня рождения актера, режиссера, педагога, заслуженного артиста Чувашской АССР, народного артиста Чувашской АССР, заслуженного деятеля искусств РСФСР, народного артиста РСФСР, лауреата Государственной премии Чувашской АССР им. К.В. Иванова, участника Великой Отечественной войны Бориса Семеновича Маркова.

Борис Семенович родился 7 марта 1924 г. в д. Ходяково Ядринского уезда Казанской губернии (ныне Аликовский муниципальный округ Чувашской Республики) в простой крестьянской семье.  

В 1938 г. он поступил в Чебоксарское педагогическое училище. В годы учебы успешно освоил игру на скрипке, гитаре, мандолине. Уже тогда его стремление к театральному искусству было явно заметно, поскольку юный талант исполнял заглавные роли на любительской сцене. В 17 лет Б.С. Марков окончил вышеназванное училище и совсем юношей в 1941-1943 гг. работал учителем в Елышевской и Таутовской школах Аликовского района Чувашской АССР. 

Вскоре Борис Семенович был призван в ряды Красной армии. В 1943-1945 гг. в составе артиллерийских войск он сражался на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.  

Но мысль о сцене не покидала его никогда, он всей душой стремился к искусству.  

Мечта Бориса Маркова начала воплощаться в жизнь по окончании войны — в 1945 г.: талантливого, щедро одаренного природой юношу приняли сразу на третий курс Чувашской актерской студии Государственного института театрального искусства им. А.В. Луначарского (ныне Российский институт театрального искусства — ГИТИС) (руководитель М.М. Тарханов). За два года он успешно прошел учебную программу и уже в дипломной работе, исполнив роль Фамусова в спектакле «Горе от ума» А.С. Грибоедова, зарекомендовал себя как творчески зрелый актер. В 1947 г. Борис окончил Чувашскую студию ГИТИСа и поступил на службу в Чувашский государственный академический драматический театр. За годы работы в   этом театре (1947-1954 гг.) Борис Семенович сыграл около 50 запоминающихся ролей. Играя на сцене Чувашского академического драматического театра, Б. Марков быстро снискал любовь зрителя, великолепно исполнив роли Городничего в «Ревизоре» Н.В. Гоголя, Курочкина в «Свадьбе с приданым» Н.М. Дьяконова и др.  

Творческая неуемность, постоянное стремление к совершенству были характерны для Бориса Семеновича. С огромным желанием как можно больше способствовать развитию национального музыкально-театрального искусства, он вторично оканчивает ГИТИС — уже режиссерский факультет. В 1954-1957 гг. направляли талант Маркова в нужное русло, оттачивали его мастерство такие мастодонты искусства, как Л.В. Баратов, А.Д. Попов. Его дипломные спектакли «Барабанщица» А.Д. Салынского, поставленный в Русском драматическом театре в Чебоксарах в 1958 г., и «Сильва» И. Кальмана — в Новосибирском театре оперы и балета в 1959 г. — привлекли внимание яркой театральной культурой, образностью, выразительными сценическими средствами.  

Мечта Маркова наконец сбывается: 1 июля 1959 г. на основании постановления Совета Министров Чувашской АССР от 8 апреля 1959 г. на базе Чувашского академического драматического театра и симфонического оркестра, и солистов Чувашской государственной филармонии был организован Чувашский государственный музыкально- драматический театр. Основателем и первым художественным руководителем театра стал несравненный Б.С. Марков, роль которого трудно переоценить. Много трудностей было на пути у первых организаторов и артистов. Вот как пишет Б.С. Марков о зарождении в столице Чувашии своего детища: «…Новый театр родился в нелегких условиях: в первое время не было ни одного концертмейстера, не было хора и балета, достаточного количества профессионально подготовленных солистов и даже музыкальных инструментов. Но стремление создать музыкальный театр в Чебоксарах победило и упорство маловеров, и те   трудности, которые лежали на пути к опере. Театр протянул руку талантливой молодежи. С заводов и строек, из вузов и учреждений пришли в театр участники художественной самодеятельности. Они занимались вечерами в вокальной и балетной студиях, работающих на общественных началах. Ведущие мастера сцены смогли зажечь в студийцах творческий огонек и привить им профессиональные навыки…».  

Во вновь созданном Чувашском музыкально-драматическом театре он стал главным режиссером. 

В 1960 г. Марков поставил первую чувашскую оперу «Шывармань» («Водяная мельница») Ф. Васильева. Энтузиазм артистов и руководителей помог ему уже в первые годы работы осуществить целый ряд крупных и интересных постановок. Под началом Б. Маркова ставились на сцене театра как чувашские оперы, так и русская и зарубежная классика. К примеру, громким событием в культурной жизни Чувашии стала постанов-   ка оперы «Чапай» Б.А. Мокроусова в 1961 г. Опера в постановке Маркова была продемонстрирована в 1962 г. москвичам на сцене Кремлевского театра и получила высокую оценку театральной общественности столицы.  

В 1969 г. большим личным достижением чувашского самородка и результатом плодотворной работы музыкального коллектива, а также увеличения труппы стало выделение музыкальной труппы   в Чувашский государственный музыкальный театр (с 1993 г. — Чувашский театр оперы и балета). Борисом Семеновичем Марковым на сценах театров г. Чебоксары было поставлено свыше 30 опер, оперетт, музыкальных комедий. Оперные постановки чувашского режиссера отличались новаторскими тенденциями. В 1969 г. за постановку оперы «Нарспи» известного чувашского композитора Г.Я. Хирбю Борису Семеновичу присуждена Государственная премия Чувашской АССР им. К.В. Иванова.  

В 1962-1966 гг. избирался депутатом Верховного Совета СССР VI созыва. В разные годы Борис Семенович был членом Чувашского обкома, Чебоксарского горкома КПСС, также являлся членом комиссии по Государственным премиям РСФСР в области искусства и литературы. В последние годы жизни в 1975-1977 гг. работал в Министерстве культуры РСФСР начальником Управления музыкальных учреждений, был доцентом ГИТИСа.

Б. Марков является и автором статей по проблемам музыкального театра и книг «Рождение музыкального театра Чувашии», «Мой театр» и т.д. В 1953 г. за большие заслуги в развитии театрального искусства Борису Семеновичу Маркову было присвоено звание «Заслуженный артист Чувашской АССР», в 1961 г. — звание «Народный артист Чувашской АССР». За значительный вклад в   советское многонациональное театральное искусство в 1968 г. ему было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР», а в 1974 г. он был удостоен звания «Народный артист РСФСР». Также был награжден орденом «Знак Почета» и   тремя медалями.  

25 марта 1977 г. его жизнь оборвалась в Москве после тяжелой и продолжительной болезни. Борису Семеновичу было 53 года. Он прожил яркую плодотворную жизнь, оставив после себя несметное культурное богатство в высоком   театральном искусстве республики и страны. Б.С.   Маркова вспоминают и по сей день теплыми и благодарными словами. Он так много сделал для   развития театрального дела Чувашии, вывел музыку и пение на новый уровень в театральном   искусстве республики.  

В г. Чебоксары в честь Бориса Маркова названа улица в северо-западном районе города, а на доме, где он жил, по пр. Ленина, д. 14 установлена мемориальная доска.  

И земляки не забывали никогда о Борисе Семеновиче. В дань памяти о великом театральном   деятеле, мастере сцены в 2010 г. муниципальному общеобразовательному учреждению Аликовского муниципального округа Чувашской Республики «Таутовская средняя общеобразовательная школа» присвоено имя Бориса Семеновича Маркова. Светлая память о ярком актере, выдающемся режиссере, талантливом педагоге и видном советском деятеле культуры навсегда сохранится в   наших сердцах.  

Наталия Самсонова,  ведущий архив



28 февраля 2024
22:33
Поделиться