Историк, этнограф, краевед, просветитель

Историк, этнограф, краевед, просветитель

(К 185-летию со дня рождения Василия Константиновича Магницкого (1839-1901), историка, этнографа, фольклориста, краеведа и деятеля народного просвещения)

Василий Константинович Магницкий родился 15 (3 по старому стилю) марта 1839 г. в семье потомственного священника. На момент рождения первенца Константин Георгиевич служил в Знаменской церкви с. Ядрино Ядринского уезда Казанской губернии (ныне Ядринский муниципальный округ Чувашской Республики). В 1836 г. он окончил духовную семинарию и был определен в Верхне-Шуматовскую церковь, поэтому раннее детство Василия прошло в с. Шуматово, где он и выучил чувашский язык. О прогрессивности взглядов отца свидетельствует его переписка с просветителем И.Я. Яковлевым.

Когда Василию исполнилось семь лет, дьяк Большечурашевской церкви начал готовить его к учебе. В 1848 г. мальчик отправился в Чебоксарское духовное училище, затем, в 1854 г., в Казанскую духовную семинарию. «Но церковные науки не удовлетворяли юношу, всей душой стремившегося попасть в передовую среду своего времени – студенчество. Наконец, получив благословение отца и успешно выдержав экзамен, Василий стал студентом юридического факультета Казанского университета», – указано в газетной статье. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР»).

Именно в университетские годы у В.К. Магницкого формируются гуманистические, просветительско-народнические взгляды. Связано это с тем, что время учебы 1858-1862 гг. совпало с крупными изменениями в социально-экономической и общественно-политической жизни России.

В этот же период у Магницкого развился интерес к этнографии и фольклору. Еще студентом он начал выступать в печати по вопросам просвещения чувашей. Именно эти темы и аспекты стали основными в его будущей научной работе.

После окончания университета в 1862-1863 гг. В.К. Магницкий служил в Казанской губернской судебной палате по уголовным и гражданским делам. В течение четырнадцати лет, в 1863- 1877 гг., был следователем суда второго участка Чебоксарского уезда, постоянно проживая в с. Беловолжское (ныне в черте г. Козловка Чувашской Республики). Хотя своей работой Василий Константинович надеялся и старался приносить пользу крестьянам, работа следователя не удовлетворяла его, так как очень редко удавалось облегчить участь несправедливо обвиненных. Отдушиной служила переписка с учеными — краеведами Казанского университета. В частности, с одним из первых инспекторов чувашских школ, лингвистом Н.И. Золотницким. Считая его своим другом и учителем, Магницкий посылал ему собранные материалы по этнографии, советовался и полемизировал. Эти годы юрист и этнограф посвятил собиранию и систематизации устного поэтического творчества крестьян, русских и чувашей. Используя результаты своих корреспондентов и итоги собственных экспедиций, Василий Константинович составил подборку «Песни крестьян Беловолжского», завершил работу над фольклорно-этнографическим сборником «Нравы и обычаи в Чебоксарском уезде». Профессиональная деятельность способствовала написанию таких характерных работ, как «Очерк юридического быта чуваш», «Селения 2-го следственного участка Чебоксарского уезда», «Этнографический очерк преступлений и проступков на 2-м следственном участке Чебоксарского уезда» и других.

Семейные узы, заключенные в Беловолжском, распались, и Магницкий покинул село.

В 1877 г. В.К. Магницкий был назначен инспектором народных училищ Уржумского уезда Вятской губернии. С этого времени начался новый, научно-педагогический этап, в его жизни. В 1882- 1989 гг. Василий Константинович инспектировал училища Лаишевского, Спасского, Свияжского, Тетюшского и Чебоксарского уездов, с 1890 г. – Елабужского уезда Казанской губернии. Где бы ни находился Магницкий, он всюду радел душой за просвещение нерусских народов. Благодаря ему были открыты школы на территориях, где проживали удмурты, чуваши, марийцы и татары.

«Беспокойный» инспектор был неугоден начальству, но В.К. Магницкий и в «ссылке» в Елабужский уезд работал, не жалея сил. Его неутомимый труд в области просвещения вынуждены были признать и правительственные круги, он был удостоен серебряной медали.

Еще с 1860-е гг. Магницкий горячо и страстно выступал против шовинистских утверждений о мнимой несмышлености чувашских детей, разоблачал всяческие измышления о чувашах. С любовью и большим вниманием относится он к зарождающейся чувашской интеллигенции: ведет переписку с литератором, этнографом и фольклористом Иваном Юркиным, пишет краткие биографические очерки о писателе и историке Спиридоне Михайлове, о просветителе, этнографе и математике Никифоре Охотникове, дружит с поэтом и публицистом Михаилом Федоровым.

«Наряду с педагогической деятельностью Магницкий неустанно изучал быт и культуру мест, где ему приходилось жить и трудиться. В период инспекторства появляются его работы «Приволжские чуваши (этнографический очерк)», «Из быта чуваш Казанской губернии» и другие. Тогда опубликовано множество небольших статей и о других приволжских народах», – указывают авторы статьи «Верил в будущее «родичей-чувашей» в «Советской Чувашии» от 15 марта 1989 г. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР».).

После выхода в отставку в 1894 г. В.К. Магницкий поселился в родительской усадьбе, где занялся научно-собирательской и издательской работой. В этот период он закончил книгу «Чувашские языческие имена», выполнил большую часть задуманной им крупной работы по описанию чувашских и русских селений, входящих ныне в состав Чувашской Республики, вел активную переписку со своими корреспондентами. Продолжая активную просветительскую деятельность, был членом Ядринского уездного совета народных училищ и попечительства, являлся попечителем школ Шуматовской волости.

Всю жизнь В.К. Магницкий посвятил нерусским народностям Поволжья. Он был ученым широкого диапазона. При его поддержке началась общественно–литературная деятельность ряда чувашских литераторов. Магницкий – автор многих работ о семейном и общественном быте, свадебной обрядности, религиозных воззрениях, антропонимике чувашского народа, публиковал тексты устного народного творчества русских и чувашей. Eго произведения по истории, этнографии и фольклору являются важными источниками народной педагогики. Магницкий одним из первых среди этнографов Поволжья обратился к изучению архивных источников для более полного освещения культуры и быта чувашей и других народов. В.К.

Магницкий скоропостижно скончался 4 марта 1901 г. от воспаления легких. На погребение на старом Шуматовском кладбище пришли сотни местных крестьян.

Больше века спустя сельчане возлагают на могилу В.К. Магницкого полевые цветы, из уст в уста передают и изучают в школе биографию известного земляка. На месте бывшего имения Магницких в с. Советское в 1956 г. по инициативе историка и этнографа Николая Никольского разбили сад имени знаменитого просветителя. Решением бюро Чувашского обкома КПСС от 22 июля 1958 г. Ядринскому райкому КПСС и райисполкому было разрешено «установить в саду им. Магницкого в селе Советском барельеф на постаменте с надписью «Чувашский этнограф и фольклорист В.К. Магницкий, 1939-1901 гг.». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1. Оп. 26. Д. 534. Л. 113). 150-летие со дня рождения В.К. Магницкого в 1989 г. было проведено на республиканском уровне, на торжественные мероприятия приехала правнучатая племянница ученого Екатерина Ключевская, кандидат искусствоведения, долгое время проработавшая в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан, впоследствии автор книги «Хроники жизни и деятельности В.К. Магницкого: историко-биографическое издание» (Казань, 2020). В 1956 г. в столице Чувашии г. Чебоксары появилась улица, названная в честь Василия Константиновича Магницкого.

Кочешкова Вероника Геннадьевна, главный архивист отдела использования документов и публикации БУ «Госархив современной истории Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии   



19 марта 2024
15:55
Поделиться