Крылья столицы

Крылья столицы

Продолжение. Начало в №58.

Немедленно перестроить работу районных Комитетов содействия ГВФ и других общественных организаций по сбору средств на строительство краевой авиалинии и обеспечить безусловное выполнение данных контрольных цифр Комитетом ГВФ при СНК не позднее 1 июля 50% и не позднее 15 июля остальные 50%». По информации из выписки из протокола № 102 заседания бюро Чувашского обкома ВКП(б) от 3 мая 1935 г., п. 19 «О выполнении решения ОК ВКП(б) от 14 сентября 1934 г. о работе ОСОАВИАХИМовских организаций» СНК Чувашской АССР поручалось рассмотреть вопрос о срочном финансовом обеспечении достройки Чебоксарского аэродрома.
Постановлением бюро Чувашского обкома ВКП(б) от 4 июня 1935 г. устанавливались конкретные сроки сдачи авиаобъекта и рассматривались вопросы подготовки летного состава:
«… Поставить … задачу подготовить для исполкомовской авиации в 1935-1936 гг. летные кадры, заключив соглашения с [Чебоксарским] аэроклубом из летчиков и механиков. Предложить командированию аэроклуба: а) пересмотреть личный состав летной группы и доукомплектовать ее лучшими ударниками предприятий и колхозов; б) к 25 июня завершить дооборудование аэродрома, всех хозяйственных построек на нем и приведение в полный порядок летно-материальной части аэроклуба; в) к 1 июля полностью закончить достройку парашютных вышек в Чебоксарах …; г) в месячный срок разработать проект организации кольцевой почтовой авиасвязи по республике и внести на рассмотрение ОК ВКП(б). Обязать Жилсоюз — тов. Астраханцева до 15 июня освободить для летного состава аэроклуба переданный ОСОАВИАХИМу жилой дом.».
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., когда весь летный состав Чебоксарского аэроклуба ушел на фронт, Чебоксарский аэродром продолжил работу и сыграл важную роль в обеспечении безопасности страны, принимая и отправляя самолеты с грузами и войсками, обеспечивая учебные полеты военных летных училищ и школ, проведение авиахимработ для повышения урожайности сельскохозяйственных культур.
Кроме того, в соответствии с Постановлением СНК Чувашской АССР и бюро Чувашского обкома ВКП(б) от 7 августа 1941 г. «О мероприятиях по выполнению решения Государственного Комитета Обороны СССР от 15 июля 1941 г.» в Чувашии в срочном порядке были построены 4 оперативных аэродрома: «Утвердить строительство оперативных аэродромов в Чувашской АССР в местах, намеченных представителями командования ВВС МВО [Московского военного округа] в Чебоксарском, Цивильском, Канашском (на границе с Шихазанским районом), Вурнарском районах, установив срок окончания работ первой очереди не позднее 20 августа и второй очереди не позднее 5 сентября 1941 г. …».
Своих летных подразделений и самолетов в тот период не было!
Перемещение линии фронта в начале войны требовало и изменения места дислокации для подготовки военных летчиков. Так в августе-сентябре 1941 г. в Чувашскую АССР прибыли 4-я и 5-я авиашколы. 4-ая авиашкола размещалась на базе Чебоксарского аэродрома. Впоследствии было принято решение о строительстве более мощного аэродрома на территории Чебоксарского и Марпосадского районов.
Командовали школой в период ее дислокации в Чувашии полковник Василий Понышев, с 4 ноября 1942 г. — подполковник Иван Пархоменко.
Здесь велась подготовка пилотов-ночников для ближней ночной бомбардировочной авиации в составе ночных экипажей — пилотов и стрелков-бомбардиров на самолете У-2. Выпускники школы получали офицерское звание (младшего лейтенанта) и направлялись для дальнейшего прохождения службы в 46-й запасной авиаполк в г. Алатыре или в части действующей армии.
Из Постановления СНК Чувашской АССР и бюро Чувашского обкома ВКП(б) от 24 сентября 1941 г. № 1608/335с «О строительстве и ремонте аэродромов 4-й авиационной школы первоначального обучения»:
«… Строительство одного аэродрома и ремонт старого аэродрома авиационной школы первоначального обучения утвердить. Место нового аэродрома установить на территории земель колхозов Чебоксарского и Марпосадского районов, отведенных постановлением СНК Чувашской АССР № 1375/228-с от 8 августа 1941 г.
Предложить председателям исполкомов райсоветов депутатов трудящихся и секретарям райкомов ВКП(б) — Чебоксарского, Марпосадского, Октябрьского, Ишлейского, Сундырского и Цивильского районов с 26 сентября с.г. ввести для производства работ по строительству и ремонту аэродромов обязательную трудгужповинность для всего сельского и городского населения, и гужевого транспорта колхозов, предприятий и хозяйственных организаций … Для объекта строительства нового аэродрома привлечь рабочую силу из Чебоксарского, Марпосадского, Октябрьского, Цивильского районов, а для ремонта старого аэродрома — из Чебоксарского, Сундырского и Ишлейского районов …
Сроки окончания нового строительства и ремонта старого аэродромов утвердить 6 октября 1941 г. … Принять все меры к досрочному окончанию строительства и ремонта аэродромов. Для организации работ и руководства ремонтом старого аэродрома начальником строительства утвердить тов. Иванова Ф.И. … и начальником строительства нового аэродрома утвердить тов. Ростовцева К.К. …».
Авиашкола № 5 расположилась в г. Алатыре. А в октябре 1941 г. было принято постановление о размещении в пос. Ибреси авиашколы № 3.
С ноября 1941 г. по апрель 1942 г. в Чебоксарах также дислоцировался 1-й запасной истребительный авиационный полк (1-й ЗИАП) 2-й запасной авиационной бригады. За сравнительно короткое время пребывания полка в Чебоксарах здесь было подготовлено, укомплектовано летчиками, техническим составом и самолетами ЛаГГ-3 и отправлено на фронт восемь истребительных полков: 21-й, 42-й, 169-й (подтверждается не всеми документами), 192-й, 194-й, 293-й, 295-й, 509-й.
Кроме них нужно назвать и 15-й, 440-й истребительные авиационные полки, формирование которых было начато в Чебоксарах в конце декабря 1941 г., а вылетели на фронт они уже после передислокации 1-го ЗИАП в г. Арзамас Горьковской области (после того, как фашистские войска были отброшены от стен Москвы).
В зимние и весенние месяцы (снегопады и распутица) работа всех аэродромов Чувашии проходила в штатном режиме. В порядке трудгужповинности к обеспечению непрерывной эксплуатации площадок и бесперебойной работы авиации привлекались люди, конные и транспортные средства. Их закрепляли за конкретными объектами. Даже малейшая угроза срыва считалась недопустимой. Закрепленные рабочие должны были являться на аэродром со своими лопатами и санками для вывозки снега, автомашины должны были обеспечиваться горючим за счет аэродромов.
Так, об обслуживании Чебоксарского аэродрома в документах имеются следующие сведения. В соответствии с постановлением СНК Чувашской АССР и бюро Чувашского обкома ВКП(б) от 23 февраля 1944 г. № 168 «О подготовке аэродромов к весенней распутице» «… план мобилизации пешей рабочей силы для очистки снега на Чебоксарском аэродроме по Ишлейскому району — 100 чел., по Марпосадскому району — 100 чел. и по Чебоксарскому району — 100 чел. … ».
Постановлением СНК Чувашской
АССР и бюро Чувашского обкома ВКП(б) от 28 февраля 1944 г. № 232 «О подготовке аэродромов к весенней распутице» установлено: «В дополнение к постановлению от 15 февраля 1944 г. обязать председателей Октябрьского, Сундырского и Цивильского исполкомов райсоветов и секретарей райкомов ВКП(б) выделить в распоряжение начальника Чебоксарского авиагарнизона для очистки аэродрома от снега по 100 чел. (от каждого района) пешей рабочей силы из сельского населения в порядке трудповинности …».
Нужно также сказать, что помимо подготовки летного состава и обслуживания аэродромов в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в Чувашской АССР было организовано и производство самолетов.
«… В соответствии с постановлением Государственного Комитета Обороны от 13 сентября с/г об организации производства самолетов ЯК-6 на заводе № 471: в октябре — 2 самолетов, в ноябре — 10, в декабре — 20 и С-2 на заводе № 494: в октябре — 5 самолетов, в ноябре — 12 и в декабре — 18 …». (Выписка из протокола № 168 заседания бюро Чувашского обкома ВКП(б) от 23 сентября 1942 г., п. 1 «Об организации производства самолетов ЯК-6 на заводе № 471, С-2 на заводе № 494».
В годы войны на заводе № 471 был налажен выпуск планеров ГР-29, самолетов ЯК-6 и У2-ВС и др.
В 1946 г. для Чувашской АССР был предоставлен один единственный легкий самолет ПО-2 из состава 201-го авиаотряда соседнего г. Горький.
Его пилотировал И.А. Чуркин. В 1949 г. именно ему было предоставлено почетное право начать обработку колхозных полей с воздуха минеральными удобрениями. В 1947 г. парк самолетов в Чебоксарах увеличился до 3-х ПО-2 и было создано авиазвено под началом К.А. Лужецкого.
В 1954 г. техническая база аэропорта г. Чебоксары была пополнена дополнительными самолетами ЯК-12. В 1957 г. решением Волжского управления ГВФ от 22 мая 1957 г. в аэропорту г. Чебоксары была образована авиаэскадрилья 148-го авиационного отряда г. Горький. Командиром был назначен С.А. Воробьев. В ее составе было 2 самолета ЯК-12 и 7 самолетов ПО-2.
В начале 1950-х гг. в Чувашии стали перевозить авиапассажиров на внутренних линиях, позже — за пределы республики. В райцентрах и крупных населенных пунктах республики открылись так называемые «приписные» аэродромы.
К 1979 г. сеть сельских аэродромов включала 28 населенных пунктов: Алатырь, Аликово, Батырево, Верхние Ачаки, Вурнары, Чапаево, Ибреси, Изедеркино, Кубня, Лащ-Таяба, Малые Кармалы, Новые Айбеси, Новые Мураты, Октябрьское, Порецкое, Раскильдино, Сойгино, Тенгеши, Ходары, Шемурша, Шумерля, Юманай, Яльчики, Ямашево, Яуши, а также Козьмодемьянск, Санчурск, Юрино. Вот какая была география полетов местной малой авиации! Ежедневно рейсы были как прямые, так и с посадкой в других селах по пути следования.
Первым рейсом за пределы республики стал перелет ИЛ-14 по маршруту Чебоксары-Казань-Чебоксары.
В 1958 г. Чебоксарский аэродром перебазировался на новое место в районе д. Синьялы (место дислокации аэропорта и сегодня).
Чебоксарский аэродром продолжал развиваться и модернизироваться. Авиаторы занимались обработкой полей, несли санитарную службу, охраняли лесные массивы от пожаров, выполняли и др. задачи.
В газете Советская Чувашия № 88 (9220) от 13 апреля 1958 г. читаем: «Сегодня из Чебоксар в районы республики вылетает группа самолетов Гражданского воздушного флота. Все эти машины имеют специальную аппаратуру для рассеивания удобрений над полями. В ближайшие дни авиаторы подкормят 2500 гектаров посевов в колхозе «Победа» Яльчикского района, 1500 гектаров в колхозе «Гвардеец» Батыревского района, 1000 гектаров в колхозе «Дружба» Урмарского района. Самолеты будут работать в четырех колхозах Порецкого района — «Новь», «Россия», им. Сталина, им. Суворова и в ряде других». (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР».).
Статья в Советской Чувашии № 170 (9302) от 20 июля 1958 г. более подробно описывает деятельность чебоксарских авиаторов: «Над колхозными полями летит самолет, и буро-серая полоса остается за ним.

Продолжение следует.



11 июня 2024
21:54
Поделиться