Чтобы школьная еда помогала нам всегда
Правильное питание детей в школе и дома не только сохраняет здоровье, но и повышает успеваемость.
Ни для кого уже, наверное, не секрет, что неправильные пищевые установки, приводящие впоследствии к серьезным болезням, закладываются в детстве. Как и правильные тоже, помогающие потом долгие годы сохранять в норме здоровье и качество жизни в целом, помогающие прожить эту жизнь ярко и с пользой для себя и других и дожить до преклонных лет, не особо докучая врачам. Конечно, большую роль в формировании этих правильных (или неправильных) пищевых установок играет семья. Но и школа в данном важном вопросе — далеко не на последнем месте, и даже способна довольно серьезно повлиять на привычки, заложенные в семье — как в ту, так и в другую сторону. О том, как добиться того, чтобы питание школьников было правильным и полноценным, как привить ребенку привычку питаться правильно, что должны делать для этого школа и семья — нам рассказала заведующая лабораторией возрастной нутрициологии Федерального исследовательского центра питания и биотехнологии кандидат медицинских наук Екатерина Пырьева.
- Екатерина Анатольевна, получается ли сегодня питание школьников сделать здоровым?
- Любое питание ребенка рассматривается с точки зрения обеспечения здорового питания. С этим связаны надежды на качество жизни, увеличение ее продолжительности и здоровьесбережения нации в целом. Здоровое питание детского населения регулируется нормативными документами различного уровня: и правительственными документами, и распоряжениями органов исполнительной власти, и, безусловно, наше научное сообщество тоже плотно занимается этим вопросом. Говоря о питании ребенка школьного возраста, мы подразумеваем питание и дома, и в общеобразовательных организациях. Роль школьного питания чрезвычайно велика, поскольку до 60 процентов нормы потребности в энергии и пищевых веществах ребенок может получать именно в школе, и от того, как ребенок питается в школе, во многом зависит и его здоровье, и его успеваемость. Исследования (наши и зарубежные) показали, что правильно организованное питание положительно влияет на школьную успеваемость. Например, более высокое потребление овощей и фруктов (улучшение обеспеченности витаминами C, E, фолиевой кислотой) в рационе школьников делает их более успешными в обучении, а сладкие напитки, кондитерские изделия, продукты переработки, наоборот, снижают успеваемость. Выяснилось, что завтраки тоже положительно влияют на познавательные способности и успеваемость в целом, поэтому от завтрака отказываться нежелательно. А еще очень полезны семейные приемы пищи, потому что они положительно влияют на эмоциональную сферу, и это тоже помогает в учебе. Все эти выводы сделаны на основе крупномасштабных исследований с привлечением 46 тысяч подростков из 42 стран, и мы можем подписаться под каждым словом.
- Удается ли сегодня повсеместно сделать питание школьников здоровым?
- Школьное питание является одним из самых занормированных, и в документе, который регламентирует организацию питания в школе — Санитарные правила и нормы — приведено и указано все, что должен получить ребенок, в том числе касательно пищевых веществ и нутриентов. Перечислены продукты, которые формируют рацион питания и из которых в дальнейшем представляется возможность сформировать блюда собственного меню. Также есть четкое распределение, в какой прием пищи и сколько чего ребенок должен получить. Школьное питание, сформированное сегодня, обеспечивает потребность ребенка в пищевых веществах и энергии в соответствии с законами диетологии — и это факт. Тем не менее, вопросы к школьному меню, как и к любому другому меню, действительно есть, ведь из одного и того же набора продуктов можно приготовить разные блюда по органолептике и по вкусовым качествам. Но и в этом направлении сейчас ведется большая работа. Важно, чтобы ребенок получал не только то, что ему нужно по физиологическим потребностям, но и ел с удовольствием.
- С большим удовольствием дети едят сладкое и фастфуд...
- Проблемы, действительно, имеются, и нас не может не тревожить ситуация с высоким потреблением детьми сладких и кондитерских изделий, напитков с добавлением сахара (как покупных, так и домашних), колбасно-сосисочных изделий, которыми зачастую заменяют мясо, фастфуда. Мы — свидетели глобализации нашей жизни и популяризации быстрых приемов пищи и перекусов. На этом фоне наши дети недополучают молочных продуктов, недостаточно потребляют рыбы, овощей, фруктов, круп, которые зачастую заменяются хлебобулочными изделиями. Да и, в целом, еда стала достаточно однообразной. Все это приводит к тому, что в рационе при низком потреблении пищевых волокон и микронутриентов преобладает избыток жира, соли и сахара. Но детское питание нельзя рассматривать отдельно от всей системы питания в целом — это зеркало того, что мы едим сами в обычной жизни. Как строится рацион питания в обществе, такое отражение он находит и в детском питании, но последствия оказываются гораздо более значительными. В первую очередь мы говорим об ожирении, справиться с которым пока, к сожалению, не можем.
- Что делается для того, чтобы исправить ситуацию?
- Повлиять на эти негативные тенденции можно только комплексно. С одной стороны, мы работаем над оптимизацией школьного питания. Сделано уже очень много, но работа продолжается. С другой стороны, мы должны повлиять на семью. Без этого фактора говорить о том, что дети начнут правильно питаться, не приходится. Мы проводим большую работу по популяризации знаний. Совместно с Российской академией образования выпущена целая серия пособий, которые ориентированы не только на родителей, но и на детей самого разного возраста. Все это есть в доступе на интернет-порталах.
- Какие практические советы Вы дали бы родителям, чтоб наладить здоровое питание школьников?
- Если говорить ближе к кухне, то, в первую очередь, я бы рекомендовала пересмотреть питание всей семьи. Нельзя пропагандировать ребенку потреблять много овощей и фруктов, когда у родителей иной тип питания. Сформируйте режим питания в зависимости от нагрузки в школе, дополнительных занятий и так далее. Наука о питании — не догма, а руководство к действию. Здесь нужно сделать так, чтобы было максимально удобно, но тот режим питания, который вы сформировали, должен соблюдаться и поддерживаться. Проанализируйте количество насыщенных жиров, соли и сахара, в том числе в продуктах домашнего приготовления, в любимых консервированных продуктах. Сейчас осень, идет массовая заготовка овощей и фруктов с большим количеством сахара в готовой продукции, это нужно учитывать. Помним, что белок должен присутствовать в каждый основной прием пищи — на завтрак, обед и ужин (мясо, рыба, птица, яйца, бобы и орехи). Поддерживаем правило двух-трех видов молочных продуктов в день, трех-пяти видов овощей — каждый день, они должны обязательно представляться в разных комбинациях. Чтобы не было дефицита пищевых волокон, покупайте крупы, злаки, хлеб с добавлением цельного зерна. Обязательно соблюдайте питьевой режим: у ребенка всегда должна быть в доступе вода. Учит уроки — вода должна стоять рядом. И между приемами пищи нужно предлагать только воду, никаких сладких и горячих напитков — ими можно завершить прием пищи. Важно гармонизировать меню дома и в школе, чтобы блюда не повторялись. Если ребенок съел в школе котлету, то дома дайте что-то другое. Придумайте такие сочетания, чтобы еда была интересной. Сделайте традицией совместные приемы пищи. Понятно, что сейчас мы живем в таком ритме, когда все заняты, но позвольте себе хотя бы раз в неделю семейный ужин — и это тоже будет дополнительным вкладом в копилку здоровья всей семьи.
Елена Соколова
(ИА «Столица»)
Если возьмем статистику: в начале 2000-х годов у нас 5,5 процента детей страдало ожирением, а по последним данным уже 17 процентов детей имеют избыточную массу тела и почти 10 процентов — ожирение. И темпы роста достаточно высоки: ежегодный прирост — около 10 процентов у детей дошкольного возраста и около 7,8-8 процентов у подростков.