Юрий Антонович Зайцев: мастер, оставивший след в истории
Чувашская земля, известная своей богатой культурой и традициями, всегда была колыбелью талантов. Среди множества выдающихся личностей, которые появились на этой благодатной земле, особое место занимает Юрий Антонович Зайцев. Его творчество, пронизанное глубокой любовью к родному краю и неповторимым стилем, стало ярким символом чувашского искусства и оставило неизгладимый след в сердцах людей. Человек с неуёмной фантазией и большим творческим темпераментом, он умел ярко выражать свое отношение к предмету или явлению.
Будущий художник-живописец, член Союза художников СССР, Заслуженный художник Чувашской АССР, один из основоположников чувашского профессионального изобразительного искусства Ю.А. Зайцев родился 27 сентября 1884 г. (по некоторым источникам 1890 г.) в д. Ирх-Сирмы-Кошки Чебоксарского уезда (ныне Мариинско-Посадского муниципального округа Чувашской Республики) в крестьянской семье. С детства Юрий Зайцев проявлял интерес к творчеству, любил мастерить, лепить и рисовать. Изучение основ живописи Юрий Зайцев начал под руководством иконописца А.Г. Львова, помогая ему в росписи церкви в соседнем селе.
В 1912 году Юрий Зайцев решил покинуть родные края и отправиться в Москву, стремясь поступить в художественное училище. Однако он так и не смог получить специального образования, но продолжал работать в Москве и Петербурге. В Петербурге юноша устроился на работу к художнику-монументалисту Ф.Р. Ральяну, руководившему росписями собора Александро-Невского монастыря. В 1914-1915 гг. Юрий Антонович Зайцев выполнял художественные работы в бригадах подрядчиков в г. Ростов-на-Дону.
В годы Гражданской войны он служил чертежником в штабе и заведовал клубом в одной из частей Красной армии, проявляя свой талант и творческую энергию даже в суровых условиях военного времени. В 1922 году Юрий Зайцев демобилизовался и обосновался в г. Лубны, где сблизился с художником А.И. Фоминым, чье влияние оказало значительное воздействие на его профессиональное формирование.
В 1928 году, по приглашению Ассоциации художников революционной России (АХРР), Юрий Антонович вернулся на родину и сразу же активно включился в работу редакций газет «Канаш» и «Сунтал» (Наковальня), привнося в них свою уникальную творческую энергию и свежие идеи.
С глубоким интересом и любопытством он изучал чувашское народное искусство, разрабатывая национальные сюжеты в своих работах. В марте 1928 г. в Чебоксарах состоялась его персональная выставка, на которой было представлено около 300 произведений, в основном, фотографий. Характерные портреты, лирические пейзажи и жанровые фотоснимки поражали своей искусной техникой и демонстрировали неискушенному чувашскому зрителю богатейшие возможности этого вида искусства.
В 1933-1934 гг. творчество Юрия Зайцева достигло своего яркого расцвета и наивысшего подъема. За это время он создал более двухсот работ, среди которых такие знаковые произведения чувашской живописи, как «Акатуй», «Колхозные девушки», «Девушка перед будильником», «Делегатка», «Селькор», «Колхозница Лиза с подругой» и другие. Характерной чертой этих произведений является их харизматичность, реалистичность и самобытность.
Юрию Антоновичу особенно близка была тема деревни, старинного уклада и обычаев. Поэтому картина «Акатуй» стала выражением его удивительного и тонкого понимания жизни современного крестьянства. В этой работе художник утверждал, что праздник, посвященный окончанию весенних полевых работ, не утратил своей глубинной сущности и в новых исторических условиях.
В 1935 году за успехи в художественном творчестве Юрий Зайцев был награжден Почетной грамотой Центрального исполнительного комитета Чувашской АССР. В том же году вместе с группой чувашских писателей он отправился в творческую командировку в Казахстан, где активно работал на Прибалхашском медеплавильном комбинате и создал вдохновенные произведения о строителях медного комбината. За время своей командировки Юрий Зайцев создал 115 казахских портретов и этюдов, которые позже были представлены на персональной выставке в г. Алма-Ате, а затем и в г. Чебоксары.
В 1939 году художник отправился в творческую поездку на родину поэта К.В. Иванова в Башкирию. В результате этой поездки он создал эскизы декораций и костюмов для постановки поэмы «Нарспи» на сцене Чувашского академического драматического театра.
В начале 1940-х гг. Юрий Зайцев создал картины на военно-патриотические темы, среди которых выделяются «Пограничный разъезд», «Портрет летчицы. Санюк» и другие. Однако, жизнь подготовила для него суровое испытание: по ложному доносу он был арестован, но в 1958 году его полностью реабилитировали.
Жизнь не сломила художника, и он снова встал за мольберт, создав в 1962 году триптих «Хмель», в котором воспел коллективный портрет колхозниц, передав радость жизни и счастье труда. В 1965 году была организована его персональная выставка, на которой художник представил лучшие из сохранившихся работ. Выставка старейшего художника Чувашии стала ярким событием культурной жизни республики. Она привлекла внимание множества ценителей искусства и получила высокие оценки критиков. В 1968 году за свой выдающийся вклад в развитие искусства республики Юрий Антонович Зайцев был удостоен звания «Заслуженный художник Чувашской АССР».
В 1972 году мир потерял выдающегося художественного маэстро, но память о Юрии Антоновиче Зайцеве живет в его уникальных картинах, которые бережно хранятся и продолжают вдохновлять новые поколения. Кроме того, в честь выдающегося художника в г. Чебоксары названа одна из улиц.
Анна Константинова, главный архивист БУ «Госархив современной истории Чувашской Республики»