В интересах общества и страны
Уже не в первый раз «ЧН» рассказывает об участниках специальной военной операции. На страницах нашего издания регулярно публикуются материалы об оказании помощи бойцам и их семьям, интервью с добровольцами.
Наш собеседник – Юрий К. с позывным «Малыш». Он родом из «советского прошлого», воспитывался на книгах и фильмах того времени. Он скуп на слова и сдержан в выражениях. Он не относит себя к добровольцам, а скорее к бойцам.
2014 год
- Юрий Александрович, расскажите, что подтолкнуло Вас поехать на Донбасс в 2014 году?
- Это было внутреннее чувство долга, не хотелось оставаться в стороне. Я приехал в качестве гражданского, но активно участвовал как боец. Это было непростое время, и я осознавал, что происходит. Основная моя деятельность была в разведке. Особенно сильные сражения проходили за Луганский аэродром.
Мы должны были его отстоять - это была ключевая задача для нашей команды. Аэродром постоянно атаковали, и за него велись сильные бои.
- Как Вы справлялись с такими сложными задачами?
- Нам необходимо было быстро вычислять позиции противника, так как их точки постоянно менялись. Бывало, что буквально ползёшь и тут же натыкаешься на врага.
Мы отправляли информацию об огневых точках своим, они их бомбили, и так дальше. Мы могли не возвращаться на базу несколько дней.
- Как вы тогда восприняли те события?
- Когда я увидел, что происходит, у меня было внутреннее чувство - нужно помочь. Я люблю русскую культуру, русский язык, своих соотечественников.
- А как Ваша семья? Есть ли у Вас военные?
- Да, в моей семье много военных. У меня зять - подполковник в отставке, муж старшей сестры - тоже подполковник в отставке, братишка прошел всю Чеченскую кампанию.
- Как Вы воспринимали помощь и отношение со стороны местных жителей?
- Сначала люди нас встречали не очень тепло. Это было сложное время. Местные, конечно, понимали, что мы пришли освобождать, но поддержка не всегда была очевидной. В такие моменты важно было сохранять стойкость и уверенность в своих действиях. Некоторые, действительно, оказывали поддержку, даже когда за это могли пострадать.
- Как в то время было с гуманитарной помощью?
- Гуманитарная помощь оказывалась. В плане питания были и сложности: порой мы ели то, что удавалось добыть.
- Кстати, о медицинской помощи. Повязки, жгуты сами себе накладывали?
- Мы все знали, как накладывать жгуты и оказывать первую помощь. Школьная программа была достаточно полезной - я сам люблю медицину. Когда кто-то получал ранение, мы старались помочь друг другу. Спасибо медицине, что сегодня есть специальные салфетки, которые останавливают кровь. Они очень помогали нам.
«Поколение сегодня совсем другое»
- В школах с 1 сентября ввели новую дисциплину «Основы безопасности и защиты Родины», считаете ли Вы это хорошей инициативой?
- Да, конечно, это здорово. Некоторые предметы уже возвращаются в учебный план. Мы делаем упор на военное дело после того, как всё это началось. Но, чтобы это заработало, пройдёт не один год. Дети в 6–7 классах, когда достигнут 18-летия, это займет ещё 7 лет… В общем, только к 2032 году мы, может быть, увидим положительные результаты.
- Молодёжь сейчас другая?
- Определенно. Я тренер по боксу и вижу разных детей. Есть слабая молодежь, которая даже чашку супа себе приготовить не может. Смотрю на детей, и они, действительно, кажутся практически беспомощными. Но есть и другие ребята, которые выбирают кадетское направление.
- Вы считаете, что это ответственность родителей?
- Да, совершенно верно. Я не снимаю ответственности с родителей. Это не только проблема ребенка, но и наша проблема в том, что мы не научили их: ребенок не умеет готовить, гладить, зашивать и просто заботиться о себе. А с другой стороны, возникает вопрос: а зачем это знать? Люди думают, что есть другие, кто сделает все за них.
- Что вы думаете о патриотизме?
- Вернуть истинный патриотизм, который был раньше, будет сложно. Это чувство должно быть внутри с рождения, оно либо есть, либо его нет. Советую начать с того, чтобы хотя бы выучить государственный гимн Российской Федерации.
Мы ведь старались дать детям всё, что могли, и в итоге они стали как «нежные цветы в горшке», защищенные от всех трудностей. Мы слишком много их баловали, и это отразилось на их характере.
- Интересная мысль. Как Вы считаете, что можно сделать, чтобы воспитать более сильное духом поколение?
- Нужно вернуть к истокам - воспитывать у детей ценности, уважение к стране, к ее истории и старшему поколению. Участвовать в жизни общества, не зацикливаться на удовольствиях. Это требует времени и усилий, но, возможно, это единственный путь.
- Вы упомянули о своих переживаниях. Как они соотносятся с тем, что молодое поколение может не понимать?
- Я общался с разными людьми, которые прошли через эту неимоверную боль. У всех у них схожие взгляды на жизнь, но вы, молодёжь, не видели этого. Я также понимаю вас.
«Всё идет от сердца»
- Вы часто упоминаете советское время. Как Вы думаете, изменилось ли отношение к службе?
- Да, конечно. В Советском Союзе люди не думали о деньгах, когда шли защищать свою страну. Я и сейчас не думаю об этом. Есть те, кто идёт по зову сердца, но есть и другие.
- Чтобы Вы хотели пожелать нашим читателям?
- Не забывайте о важности знаний и образования. Любите Родину, родителей и благодарите их, пока они живы, никогда не сдавайтесь.
Беседовала Кристина Христофорова
Фото из личного архива Юрия